F98.5 Заикание [запинание], МКБ-10

Опубликовано: 06.10.2023 | Отредактировано: 13.10.2023
Опубликовано: 06.10.2023
Отредактировано: 13.10.2023

Заикание (запинание) (F98.5)

д.м.н., проф., заслуженный деятель науки РФ, Попов Ю.В.

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева

Речь, характеризующаяся частым повторением или пролонгированием звуков, слогов или слов, либо частыми запинаниями или паузами, что разрывает ритмичное течение речи. Такое состояние следует классифицировать как расстройство только в том случае, если оно столь выражено, что заметно нарушает течение речи.

Исключено: тики (F95.-); речь взахлеб (F98.6).

Эпидемиология

Распространенность составляет 2–4% лиц детского возраста, преобладает у мальчиков (3–4:1). Расстройство сохраняется у 1% подростков.

Этиология.

Высокая значимость различия в конкордантности по заиканию между одно– и разнояйцевыми близнецами свидетельствует о генетической обусловленности расстройства. Модель передачи, по-видимому, полигенна с разным порогом пенетрантности фенотипического выражения в зависимости от пола. В ряде случаев расстройство возникает в результате перенесенной неврологической патологии. У больных и их родственников чаще, чем в популяции, отмечаются изменения доминантности полушарий, что позволяет предположить наличие системных церебральных дисфункций. С точки зрения психогенных теорий заболевание объясняется конфликтами с опекающими фигурами в раннем детстве.

Клиническая картина

Начало, в большинстве случаев, в возрасте 2–4 года. В дальнейшем вероятность появления заикания постепенно снижается. Расстройство развивается постепенно. Первыми признаками являются повторения начальных звуков в словах, первых или наиболее трудных слов в предложении в моменты эмоционального напряжения и спешки. Эпизоды заикания могут чередоваться с периодами интактной речи. Полное разворачивание симптоматики не исключает отсутствия симптомов при декламации, пении или обращении к домашним животным или неодушевленным объектам. В начальной школе проявления заикания становятся более постоянными. В раннем подростковом возрасте заикание проявляется в основном в специфических ситуациях (выступление перед классом, разговор с незнакомыми, по телефону). Формируется страх появления симптома, избегание ситуаций, требующих разговора, при заикании – напряжение мышц лица, тики.

Логофобия, как правило, не зависит от тяжести заикания, а является индивидуальной патологической эмоциональной реакцией пациента на дефект речи. Фиксированность на дефекте является одним из основных факторов, усиливающим его.

Различают 3 степени тяжести: легкая, средняя, тяжелая. Степень тяжести заикания оценивается не только по степени проявления речевого дефекта, но и в зависимости от степени выраженности логофобии, фиксации на дефекте, приводящих к нарушению коммуникативной функции речи и социальной адаптации. По течению заикания выделяют: постепенное, волнообразное, рецидивирующее.

В 50–80% легких случаев расстройства наблюдается спонтанное выздоровление. Осложнением являются трудности обучения и профессионального продвижения в связи с невозможностью публичных выступлений и социальная дезадаптация в связи со стигматизирующим отношением сверстников.

Диагностические мероприятия

Перечень необходимых обследований:

– расширенное логопедическое обследование;

– осмотр психиатра;

– психотерапевтическая беседа;

– обследование психолога;

– обследование невролога.

Дополнительно:

– консультация педиатра;

– консультация сурдолога;

– ЭЭГ;

– ЭхоЭГ;

– аудиограмма.

Условия лечения

Лечение детей с заиканием может проводиться в амбулаторно-поликлинических условиях, в условиях дневного стационара, в логопедических группах специализированного детского сада или санатория, реже – в условиях стационара.

Лечебные мероприятия зависят от степени тяжести дефекта и наличия логофобии.

Принципы терапии

Комплексные мероприятия включают совместные логопедические, психотерапевтические, музыкально-ритмические занятия, лечебно-медикаментозные мероприятия, работу с родителями.

Показаниями к индивидуальным логопедическим занятиям являются:

– заикание у детей до 4-х лет;

– заикание средней и высокой степени тяжести;

– заикание любой степени, но с выраженной логофобией и фиксацией на дефекте.

Индивидуальный логопедический курс рассчитан ориентировочно на 45 занятий. В последующем возможен поддерживающий курс до 30 индивидуальных занятий или курс групповых логопедических занятий.

Рекомендован курс логоритмических занятий.

Индивидуальные логопедические занятия предполагают обязательное медицинское наблюдение (1–5 раз за курс), психотерапевтические занятия с родителями (1–5 за курс).

Наряду с индивидуальным эффективным является и групповой метод лечения.

Показаниями к групповым занятиям являются:

– частичная компенсация речевого дефекта на индивидуальных занятиях;

– заикание средней, легкой степени у детей старше 4 лет, не имеющих противопоказания для занятий в группе.

Реукомендуемая численность детей в группах: 4–6 лет – до 6 детей; 7–10 лет – до 7–8 детей; 10–13 лет – до 10 детей.

Комплексная реабилитация включает:

1. Групповые логопедические занятия по специально разработанным программам. Курс – 30–45 занятий.

2. Логоритмические занятия, направленные на развитие ритмической организации речи и движений. Курс – 20–30 занятий.

3. Психологические занятия, направленные на развитие социальной адаптации у детей и подростков. Курс – 20–30 занятий.

4. Психотерапевтические занятия с родителями и детьми, целью которых является формирование здоровой личности ребенка. Курс – от 5 до 30 занятий.

5. У детей с 10 лет используется метод групповой релаксации. Курс – 10–20 занятий.

Лечебные мероприятия включают следующие моменты:

– медикаментозное лечение, которое проводится дифференцированно и включает общеукрепляющую (женьшеня экстракт), седативную (пантогам, гамма-амино-бета-фенилмасляной кислоты гидрохлорид, никотиноил-гамма-аминомасляная кислота) и посиндромную терапию, например, анксиолитики (диазепам, феназепам);

– физиотерапевтические процедуры – электрофорез, электросон и т.п., массаж, ЛФК;

– общегигиенические рекомендации и мероприятия – правильный режим, нормализация дневного и ночного сна и т.п., организация охранительного режима.

Методы групповой психотерапевтической и психокоррекционной работы отличаются значительным разнообразием. Психологическая коррекция направлена на все основные стороны личности заикающегося – познавательную, эмоциональную, поведенческую. Важным моментом в лечение заикания является работа психиатра, психотерапевта, психолога, особенно в форме семейной психотерапии. Показания и курс семейной психотерапии определяет специалист.

Основные методы фармакотерапии психических расстройств и расстройств поведения

Длительность лечения

Срок ведения больного вариабелен. После основного курса лечения (4–8 нед) целесообразно проведение поддерживающего курса или амбулаторное (катамнестическое) наблюдение 3 раза в год, которое включает осмотр логопеда, психолога, психиатра, чаще при самостоятельном к ним обращении.

Ожидаемые результаты лечения

Улучшение речевого статуса, расширение коммуникативных возможностей, ликвидация признаков девиации личности, расширение адаптационных возможностей.

Описание проверено экспертом

Оцените статью:

Если вы хотите оставить расширенный отзыв, то войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь на сайте.

  • Заикание
  • Заикание и другие дефекты речи у детей
  • Клоническая форма заикания
  • Логоневроз

Полужирным шрифтом выделены лекарства, входящие в справочники текущего года. Рядом с названием препарата может быть указан ежегодный уровень индекса информационного спроса (показатель, который отражает степень интереса потребителей к информации о лекарстве).

События

Реклама: Общероссийская общественная организация «Российское научное медицинское общество терапевтов», ИНН 7702370661

Реклама: ООО «РЛС-Патент», ИНН 5044031277, erid=4CQwVszH9pWuokPrdWg

Реклама: ИП Вышковский Евгений Геннадьевич, ИНН 770406387105

Реклама: ИП Вышковский Евгений Геннадьевич, ИНН 770406387105

Реклама: ООО «РЛС-Патент», ИНН 5044031277, erid=4CQwVszH9pWuokPrxzh

Наш сайт использует файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая использовать сайт rlsnet.ru, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.