Содержание
Человеческая речь — уникальный и сложный процесс, в формировании которого участвуют многие органы и системы. Условно речевой аппарат можно разделить на центральный и периферический.
Центральный речевой аппарат расположен в головном мозге и делится на несколько отделов:
- кора головного мозга;
- проводящие пути;
- подкорковые узлы;
- ядра ствола головного мозга;
- нервы, идущие к периферическому речевому аппарату.
В формировании речи участвуют лобная, затылочная, теменная и височная доли левого полушария (у левшей — правого полушария). Лобная часть (лобные извилины) участвуют в образовании непосредственно устной речи (центр Брока), височные извилины являются речеслуховыми (центр Вернике) и помогают нам воспринимать чужую речь, теменная доля позволяет нам понимать обращенную речь, в затылочной доле происходит восприятие и усвоение письменной речи (понимание букв, когда мы читаем или пишем), в подкорковых ядрах находится центр, управляющий темпом и выразительностью речи, а в ядрах ствола головного мозга берут свое начало нервы, идущие к периферическому речевому аппарату. Основными нервами, участвующими в процессе речеобразования и речевоспроизведения являются:
- тройничный нерв;
- лицевой нерв;
- языкоглоточный нерв;
- блуждающий нерв;
- добавочный нерв;
- подъязычный нерв.
Периферический речевой аппарат, в свою очередь, делится на дыхательный, голосовой и артикуляционный отделы.
Афазией называют расстройство или полное отсутствие уже сформировавшейся речи.
Виды и проявления афазий
- Афазия Брока. Это афазия, при которой нарушается процесс речеобразования. Человек испытывает трудности в воспроизведении букв, слогов, наблюдается нарушение чтения и письма. При этом в большинстве случаев сохраняется возможность воспринимать обращенную речь.
- Афазия Вернике. Человек может воспроизводить знакомые простые слова и фразы, однако нарушено восприятие обращенной устной речи. Процесс чтения и письма сохраняется.
- Семантическая афазия. При данном виде афазии человек забывает название предметов, не понимает числа и не может выполнять даже элементарные арифметические действия. Речь чаще сохранена, нарушается в основном чтение и письмо.
- Динамическая афазия. Характеризуется тем, что человеку трудно строить сложные фразы и предложения, предпочтение отдается максимально простым и единичным словам.
- Акустико-мнестическая. Проявляется в непонимании устной речи, сложности ее запоминания. Речь скудная, с пробелами и перерывами.
Причины афазии
- черепно-мозговые травмы;
- нарушение мозгового кровообращения (инсульт, тромбоэмболия, разрыв аневризмы);
- инфекционные заболевания головного мозга (энцефалиты, менингиты);
- болезнь Альцгеймера;
- опухоли головного мозга;
- токсическое воздействие на головной мозг;
- операции на головном мозге;
- эпилептический приступ.
Диагностика
Инструментальные методы включают в себя КТ или МРТ головного мозга, исследование спинномозговой жидкости, МР-ангиографию, УЗДГ брахиоцефальных и транскраниальных сосудов, электроэнцефалографию.
Определение вида афазии построено на специальных методиках, которые позволяют установить качество, темп речи, речевые навыки, восприятие обращенной речи, письмо.
Лечение
Любой вид афазии возникает на фоне предшествующего заболевания, поэтому основное лечение направлено на первопричину. Устранение речевых дефектов — работа логопеда и дефектолога. Эти специалисты используют различные методики для коррекции речи.
Дополнительные методы включают в себя лечебную физкультуру и гимнастику для мышц лица, иглорефлекстотерапию, массаж, физиотерапию.
Постоянные логопедические занятия во многих случаях помогают частично или полностью восстановить речевую функцию через 3-6 месяцев.
Какой врач вам поможет
Невролог, логопед, дефектолог
Болезни в статье: