F80.2 Расстройство рецептивной речи, МКБ-10
Отредактировано: 13.10.2023
Расстройство рецептивной речи (F80.2)
д.м.н., проф., заслуженный деятель науки РФ, Попов Ю.В.
Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева
Специфическое расстройство, связанное с развитием, при котором понимание ребенком языка находится на более низком уровне, чем соответствующий его возрасту. При этом заметно страдают все стороны использования языка и имеются отклонения в произношении звуков.
Включено:
– врожденная неспособность слухового восприятия;
– связанная с развитием дисазия или афазия рецептивного типа, афазия Вернике;
– невосприятие слов.
Эпидемиология
Распространенность расстройства составляет 3–10% детей школьного возраста, но тяжелые случаи представлены в пропорции 1:2000. В отличие от расстройства экспрессивной речи, здесь нет диспропорции по полу пациентов. Генетическая отягощенность не обнаружена.
Этиология
Причина расстройства неизвестна. Корреляции с органическими церебральными факторами, которые могли бы играть этиологическую роль, убедительно не подтверждены, хотя у больных обычно обнаруживаются множественные признаки корковой недостаточности. У родственников больных выше, чем в популяции, представленность судорожного синдрома и специфического расстройства чтения. Возможно избирательное нарушение разграничения звуковых сигналов, поскольку большинство больных обнаруживает более высокую чувствительность к восприятию неречевых звуков.
Клиническая картина
Стержневым проявлением является избирательная задержка формирования способности понимать значение вербальной информации при относительной сохранности невербального интеллекта. В легких случаях обнаруживается замедленное понимание сложных предложений или необычных, абстрактных лингвистических форм, идиоматических оборотов, юмора. В тяжелых случаях эти трудности распространяются на простые слова и фразы. Тяжелые формы расстройства обращают на себя внимание к 2 годам, более легкие могут обнаруживаться лишь с началом школьного обучения. В большинстве случаев задержано также формирование навыков речевой экспрессии, что делает клиническую картину обоих расстройств практически идентичной с тем существенным различием, что при экспрессивном речевом расстройстве не нарушается развитие рецептивных навыков.
В отличие от экспрессивного расстройства, дети с рецептивным к полутора годам не могут указывать на знакомые предметы обихода, когда их называют, и к двум годам – понимать простые инструкции. Они обнаруживают известную способность к социальному взаимодействию, могут вступать в ролевые игры и в ограниченном объеме использовать жестовую речь. Внешне их можно принять за глухих, но они адекватно реагируют на слуховые раздражители, кроме речевых. Если они начинают позднее говорить, то демонстрируют замедленное приобретение речевых навыков и грубые нарушения артикуляции. Могут наблюдаться мутизм, эхолалия, неологизмы. У большинства больных обнаруживается повышенный порог слуховой чувствительности, отсутствие музыкального слуха и неспособность локализовать источник звука.
Возможны билатеральные отклонения на ЭЭГ. Высока коморбидность с другими нарушениями психологического развития и эмоционально-поведенческими расстройствами, но менее вероятны сочетания с расстройством координации, нарушением активности внимания, функциональным энурезом. Расстройство существенно затрудняет обучение ребенка и приобретение приспособительных навыков повседневной жизни, основанных на понимании вербального и знакового общения. Прогноз благоприятен лишь в легких случаях расстройства.
От расстройства рецептивной речи (F80.2) следует отличать приобретенную афазию с эпилепсией (синдром Ландау-Клеффнера) – F80.3. Этиология этого расстройства неизвестна, предполагается мозговая патология. Клиническая картина очень сходна с таковой при расстройстве рецептивной речи, но имеется существенное отличие: появлению синдрома предшествует период относительно нормального речевого и психологического развития. Как правило, наблюдаются эпилептические приступы и всегда отмечаются моно– или билатеральные пароксизмальные изменения на ЭЭГ в области височных долей. Слух и невербальный интеллект – без отклонений от нормы. Выздоровление наблюдается примерно в 1/3 случаев.
Перечень необходимых обследований
ЭЭГ, ЭхоЭГ, аудиограмма; дополнительно – РЭГ, КТ головного мозга, рентгенография черепа.
Консультации логопеда, психиатра, психолога, невролога, психотерапевта, нейропсихолога, сурдолога, генетика.
Условия лечения
Комплексные медико-педагогические мероприятия в амбулаторно-поликлинических условиях и в детских специализированных учреждениях.
Принципы терапии
Логопедическое воздействие, направленное на развитие фонематического восприятия, понимания воспринимаемых на слух речевых стимулов, сознательное использование средств языка и способов речепроизводства. Логопедические занятия начинают с пробного, строго индивидуального диагностического курса, рассчитанного на 10–20 занятий. Основной курс – 135–270 индивидуальных или индивидуально-групповых занятий, по показаниям курс может быть продлен.
Психотерапия и семейная консультация часто необходимы для коррекции низкого уровня самоутверждения и тренировки социальных навыков.
Логоритмика и занятия с психологом (по 20–45 занятий на курс).
Фармакотерапия – см. F80.0.
Дополнительные лечебные мероприятия: физиотерапия, ЛФК, массаж.
Длительность лечения
От 1 до 3 и более лет.
Ожидаемые результаты лечения
Максимально возможное восстановление речевой функции (развитие слухового восприятия, формирование звукового, морфологического, лексического анализа и смысловой стороны речи), коррекция психических нарушений.
Описание проверено экспертом
Оцените статью:
Афазия
В статье представлено подробное описание афазии, ее виды. Приведены возможные причины развития, а также методы диагностики и лечения данного состояния.
Опубликовано на сайте: 12.11.23 | Обновлено на сайте: 12.11.23
Полужирным шрифтом выделены лекарства, входящие в справочники текущего года. Рядом с названием препарата может быть указан ежегодный уровень индекса информационного спроса (показатель, который отражает степень интереса потребителей к информации о лекарстве).