Энциклопедия РЛС
 / 
Классификация МКБ-10
 / 
F81 Специфические расстройства развития учебных навыков
 /  F81.1 Специфическое расстройство спеллингования

F81.1 Специфическое расстройство спеллингования, МКБ-10

Опубликовано: 06.10.2023 | Отредактировано: 13.10.2023
Опубликовано: 06.10.2023
Отредактировано: 13.10.2023

Специфическое расстройство спеллингования (F81.1)

д.м.н., проф., заслуженный деятель науки РФ, Попов Ю.В.

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева

Специфическое расстройство спеллингования (дисграфия) – значительно выраженная недостаточность развития умения как правильного произношения слова по буквам, так и грамотного его написания при отсутствии в анамнезе специфического расстройства чтения. Оно не может быть объяснено низким уровнем интеллекта, недостаточной остротой зрения или неадекватным обучением в школе.

Эпидемиология

Точные данные о распространенности неизвестны, можно предположить, что оно соответствует представленности расстройства рецептивной речи и чтения. Сохраняется преобладание у лиц мужского пола (3–4:1), хотя по некоторым данным различия по полу не обнаруживаются.

Этиология

Достоверная этиология расстройства неизвестна. Генетическая гипотеза основана на достоверном преобладании расстройства среди родственников больных по сравнению с популяцией. Возможно также сосуществование неврологического дефекта в центральных зонах, связанных с переработкой информации и ответственных за появление специфических речевых расстройств и расстройства чтения. Расстройство правописания может являться результатом сочетанного эффекта одного или более из этих нарушений. Способствовать его появлению могут обычно обнаруживаемые у больных снижение сосредоточения и повышенная отвлекаемость.

Клиническая картина

Данное расстройство письменной речи проявляется в многочисленных типичных ошибках стойкого характера и обусловлено несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения навыками письма. Как правило, сочетается с низким темпом письма.

Выделяют следующие типы дисграфии:

– оптическая дисграфия;

– фонематическая (литеральная и вербальная) дисграфия;

– орфографическая дисграфия.

Оптическая дисграфия проявляется в трудностях написания букв и их отдельных элементов, близких или зеркальных по начертанию, а также в нарушениях зрительной схемы слов, идентичных по контуру или пространственному последовательному изображению (неспособность объединить данные буквы в слог, а слог – в слово). При этом следует исключить вторичные нарушения письма, обусловленные сменой иностранного и родного языка, снижением остроты зрения.

Причиной такой дисграфии является в т.ч. несформированность межанализаторных связей – зрительных и кинестетических

Фонематическая литеральная дисграфия при сохраненной остроте зрения обусловлена нарушениями в дифференциации оппозиционных фонем и проявляется в письменной речи преимущественно пропусками, искажениями, заменами букв (гласных и согласных, мягких-твердых, звонких-глухих, свистящих-шипящих). Имеются трудности членения слова на буквы, основанные на сложности определения места звука в слове. Как правило, нарушения функций фонематического восприятия взаимосвязаны с нарушениями графического воспроизведения звука-буквы; иногда прослеживается корреляция с трудностями звукопроизношения.

Фонематическая вербальная дисграфия, как правило, сочетается с литеральной и обусловлена не только нарушениями фонематического восприятия и графического воспроизведения, но и недоразвитием высших психических функций в раннем детском возрасте (речевой памяти и внимания к языковым явлениям). Проявляется в заменах, пропусках, искажениях фрагментов слов (абрис слова – пропуски букв и их смешения), нарушениях словообразования и словоизменения (неправильное написание окончаний слов, персеверации, преодоление которых требует опоры на проговаривание). На уровне фразы это проявляется в слитном написании предлогов с существительными, пропуске и перестановке слов, неточности списывания написаннного и в неспособности обобщить содержимое написанного (фразы и текста). Затруднено письмо под диктовку (особенно предложений), так как имеется тесная связь с нарушением программирования фразы (логико-грамматической конструкции). Дети с такими нарушениями, как правило, долго думают как написать первое слово и упускают всю продиктованную фразу. Причиной такой дисграфии является наличие аграмматизмов в устной речи у детей при общем недоразвитии речи.

Орфографическая дисграфия объясняется неспособностью ребенка усвоить большой объем учебного материала. Она проявляется в неспособности запомнить, логически употребить и проконтролировать при написании хорошо усвоенные и неоднократно повторяемые устно правила орфографии. Орфографические ошибки такого рода носят однотипный устойчивый характер, имеется взаимосвязь графической агнозии со слуховой (как слышат, так и пишут), часто повторяются ошибки правописания гласных, их замены и замены звонких согласных в середине и в конце слова по аналогии с устной речью. Ошибки в написании предлогов, приставок, суффиксов, окончаний характерны для детей с нарушениями логико-пространственных представлений, мнестических процессов, внимания к языковым явлениям.

Дисграфия может быть выражена от легкой и средней до высокой степени тяжести.

Диагностические мероприятия

В первую очередь следует исключить вторичные нарушения письма, обусловленные интерференцией иностранного и родного языка, умственной отсталостью, снижением остроты слуха и зрения, социальной депривацией и педагогической запущенностью.

Диагностика специфических дисграфий представляет собой определенную трудность, так как при этом часто дополнительно наблюдаются гипер- или гипоактивность в поведенческих реакциях, быстрая утомляемость, истощаемость и недостаточная способность к переключению внимания, а в некоторых случаях аутистические реакции, сниженное настроение, особенно во время уроков. Требуется дифференциальная диагностика с трудностями усвоения письма, вызванными социальными, языковыми (межнациональными) и другими факторами, оказывающими косвенное влияние на учебный процесс.

Необходимые обследования: консультации логопеда, психиатра, психолога, невролога, нейропсихолога, диагностические процедуры – ЭЭГ, ЭхоЭГ, РЭГ.

Дополнительно назначают консультации сурдолога, психотерапевта и генетика.

В процесс диагностики включают комплексное логопедическое обследование с применением нейропсихологического тестирования в начале и в конце курса лечения. Исследуют импрессивную и экспрессивную речь, гнозис, праксис, функции чтения, письма, счета, памяти, конструктивно-пространственную деятельность, уровень интеллекта (по детской методике Векслера).

Условия лечения

Комплекс коррекционных медико-педагогических мероприятий в амбулаторно-поликлинических условиях, специализированных детских учреждениях и школьном логопедическом пункте. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, невролога и др.

Принципы терапии

Специальный комплекс логопедических занятий и медикаментозной терапии, направленный на устранение первичного дефекта – фонематического и общего недоразвития речи, возрастной несформированности высших психических функций преимущественно органического генеза (важно проведение адекватного курса лечения, направленного на активизацию деятельности мозговых структур). Эффективным методом является установление обратной связи при постоянной сверке выполняемого упражнения с образцами правильного написания. С этой целью, в последнее время, с успехом используются компьютерные текстовые редакторы.

Дополнительные лечебные мероприятия: физиотерапия, ЛФК, массаж.

Логопедические занятия проводят в индивидуальной и групповой форме. При нарушениях звукопроизношения необходимо исправить и автоматизировать дефектные звуки, ввести их в речь до начала занятий. В зависимости от типа и степени выраженности дисграфии занятия направлены на формирование фонематического восприятия и внимания к словам при воспроизведении на письме оппозиционных фонем, звукобуквенного анализа и синтеза слов, развитие способности конструирования фраз и связных высказываний, необходимого темпа письма, расширение словарного запаса, формирование процессов самоконтроля. Занятия проводят по схеме курсов для детей с общим недоразвитием речи. Рекомендуется от 45 (при легкой степени) до 180 и более (при тяжелой степени) занятий в индивидуальной и групповой форме.

Занятия с психологом – курс из 20–45 занятий.

Фармакотерапия – см. F80.0.

Длительность лечения

Зависит от степени тяжести дисграфии и вида основного неврологического заболевания, от степени улучшения функций чтения и письма в процессе лечения и обучения.

Ожидаемые результаты лечения

Активизация высших психических функций, в т.ч. речевой памяти, внимания к языковым явлениям, устранение фонематических, грамматических, семантических и праксических нарушений, улучшение навыков письма под диктовку и самостоятельного письма, повышение возможностей самоконтроля, укрепление соматического, психологического и неврологического статуса.

Описание проверено экспертом

Оцените статью:

Если вы хотите оставить расширенный отзыв, то войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь на сайте.

Полужирным шрифтом выделены лекарства, входящие в справочники текущего года. Рядом с названием препарата может быть указан еженедельный уровень индекса информационного спроса (показатель, который отражает степень интереса потребителей к информации о лекарстве).

События

Реклама: ИП Вышковский Евгений Геннадьевич, ИНН 770406387105, erid=4CQwVszH9pSZqynngpy

Реклама: ИП Вышковский Евгений Геннадьевич, ИНН 770406387105, erid=4CQwVszH9pSZqynngNc

Реклама: ООО «РЛС-Патент», ИНН 5044031277, erid=4CQwVszH9pWuokPrdWg

Реклама: ООО «РЛС-Патент», ИНН 5044031277, erid=4CQwVszH9pWuokPrxzh

Наш сайт использует файлы cookie, чтобы улучшить работу сайта, повысить его эффективность и удобство. Продолжая использовать сайт rlsnet.ru, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.