1 августа в рамках дискуссии «Оказание медицинской помощи больным с онкогематологическими заболеваниями: результаты и перспективы развития» на платформе «Эффективное здравоохранение» РАНХиГС состоялось экспертное обсуждение достижений и практических шагов по дальнейшему повышению доступности лечения на федеральном и региональном уровнях.
Выступили:
- исполнительный директор платформы «Эффективное здравоохранение», советник проректора РАНХиГС А. Плакида;
- член Комитета Государственной Думы по охране здоровья А. Румянцев;
- заведующая кафедрой онкологии и паллиативной медицины им. А. И. Савицкого ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия НПО» Минздрава России И. Поддубная;
- заведующая отделом создания и внедрения информационно-автоматизированных комплексов в систему организации специализированной медицинской помощи ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения» Минздрава России И. Ларичева;
- группа авторов кафедры клинической фармакологии и доказательной медицины России ФГБОУ ВО ПСПбГМУ им. И.П. Павлова Минздрава России под руководством профессора А. Колбина и доцента А. Касимовой;
- начальник отдела анализа обеспечения лекарственными препаратами и обращения медицинских изделий в субъектах РФ ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России О. Шухов;
- заведующая отделением химиотерапии №2 ГАУЗ «Республиканский клинический онкологический диспансер МЗ РТ имени профессора М.З. Сигала» Г. Хусаинова;
- заместитель министра здравоохранения РФ С. Глаголев.
Онкогематология выступает одним из активно развивающихся направлений здравоохранения, но позитивные изменения внутри системы ставят ряд новых вопросов, связанных со спецификой организации оказания помощи и лекарственного обеспечения. Эксперты сошлись во мнении, что успехи в лечении злокачественных опухолей последних лет являются следствием повышения качества оказания помощи, а также четкого следования национальным клиническим рекомендациям.
В ходе дискуссии были продемонстрированы результаты сравнительного фармакоэкономического анализа применения фиксированных режимов таргетной терапии в сравнении с режимами, применяемыми неопределенно долго или до прогрессии заболевания для пациентов с хроническим лимфолейкозом (ХЛЛ). Снижение размера суммарных прямых затрат при терапии ХЛЛ на более чем 30% достигается при назначении фиксированных по длительности режимов 60% пациентов с ХЛЛ, что подтверждает экономическую целесообразность применения таких стратегий лечения. Увеличить долю назначения фиксированных режимов и повысить доступность терапии возможно путем погружения в перечень программы «14 ВЗН» отдельных МНН таргетных лекарственных препаратов.
Специалисты отметили, что таблетированные формы таргетных препаратов обеспечивают доступность амбулаторного применения, позволяют избежать госпитализации и повысить удобство пациентов. А отсутствие таких препаратов в перечне «14 ВЗН» приводит к ситуации, когда доступность препарата зависит от места прописки больного. Действенным инструментом может выступить ускорение процесса внедрения инновационных таргетных лекарственных препаратов в госпрограмму не только за счет увеличения бюджета, но и путем перераспределения уже выделенных средств внутри между препаратами со схожими механизмами действия.
Помимо повышения объемов финансирования программы «14 ВЗН», необходимо внедрение новых инструментов, расширение списка лекарственных средств наряду с отказом от критерия «влияние на бюджет». Позитивным сигналом также станут анонсированные поправки в Федеральный закон №61 «Об обращении лекарственных средств», которые введут в России понятие «высокотехнологичный препарат» и позволят повысить его доступность. Повышение доступности лекарственного обеспечения в рамках программы «14 ВЗН» может быть в том числе за счет реализации практики заключения долгосрочных контрактов, а также в части истечения патентов на онкогематологические лекарственные препараты. Другой перспективный инструмент — практика риск-шеринга, применяемая за рубежом при участии благотворительных фондов для обеспечения доступа пациентов к инновационным дорогостоящим препаратам, которая в настоящее время требует апробации и фиксации эффективности и безопасности применяемой лекарственной терапии.
В рамках дискуссии рядом экспертов была отмечена важность дальнейшего развития законодательной базы для обеспечения доступности инновационных препаратов и расширения перечня препаратов на основе доказанной клинической эффективности. В нормативном поле возможно рассмотреть позиции по корректировке Постановления №871, которое при соответствующих изменениях позволит повысить доступность для пациентов наиболее эффективных схем лечения с учетом долгосрочного экономического эффекта.
Источник информации
РА КРОС