Пациенты с онкологическими заболеваниями в ряде случаев остаются вне системы государственных гарантий по лекарственному обеспечению даже при наличии зарегистрированных в России эффективных методов лечения. Причиной тому — отсутствие некоторых препаратов в перечне ЖНВЛП и высокая стоимость лечения, делающая невозможным для большинства пациентов покупку лекарств за свой счет. На круглом столе, организованном МОД «Движение против рака», эксперты медицинского и пациентского сообществ обсудили возможные пути решения этой проблемы.
Онкологические заболевания являются второй причиной смертности в России: по данным за 2020 год, они стали причиной смерти пациентов в 13,6% (2019 г. – 16,4%) случаев, опередив пандемию COVID-19 (6,8%). Несмотря на серьезные усилия государства, системы здравоохранения и российских врачей, заболеваемость и смертность от злокачественных новообразований в России продолжает расти.
Одной из причин сложившейся ситуации специалисты считают недоступность для пациентов ряда инновационных методов терапии, в том числе зарегистрированных в России. Основной барьер — несвоевременное включение современных схем лечения в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Именно этим списком руководствуются врачи при определении стратегии лечения пациентов. Если конкретный препарат включен в клинические рекомендации, но не входит в ЖНВЛП, врачи нередко вынуждены назначать альтернативные схемы терапии, часто более дешевые и менее эффективные, руководствуясь экономическими факторами в большей степени, чем интересами самого пациента.
Включение онкологических препаратов в перечень ЖНВЛП — один из ключевых шагов на пути к достижению целей федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» и снижению смертности пациентов. Однако некоторые препараты до сих пор не покрываются финансированием в рамках ОМС. В итоге онкологические пациенты вынуждены добиваться необходимых лекарств через суд, либо закупать за свой счет, однако высокая стоимость такого лечения делает его недоступным для большинства пациентов. Подобная ситуация, к сожалению, характерна для самой инновационной таргетной терапии, которая необходима онкологическим пациентам с определенными типами генетических мутаций — раке почки, мочевого пузыря и самой распространенной среди женщин нозологии — раке молочной железы.
Специфичные мутации требуют уникальных методов лечения. Тестирование пациентов на мутации позволяет подобрать терапию, которая таргетно воздействует на мутацию и является более эффективной в сравнении со стандартной терапией. Однако в условиях, когда инновационные препараты отсутствуют в списке ЖНВЛП, врачи теряют стимул направлять пациентов на тестирование, а пациенты лишены возможности получать современную и эффективную терапию.
Для достижения целей федерального проекта «Борьба с онкологическими заболеваниями» государству необходимо обеспечить врачам возможность назначать препараты в соответствии с клиническими рекомендациями Минздрава РФ и применять жизненно важные для онкологических пациентов схемы терапии путем их включения в Перечень ЖНВЛП.
Источник информации
РА КРОС