Владимир Путин утвердил перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 20 февраля 2019 года.
Многие поручения касаются сферы здравоохранения. В частности, Правительству РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ поручено до конца 2021 года завершить организацию информационного взаимодействия между медицинскими, аптечными организациями, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, медицинскими работниками и пациентами в рамках единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).
ЕГИСЗ: задачи и функции
Положение о ЕГИСЗ было утверждено постановлением Правительства РФ №555 от 5 мая 2018 года. Список всех задач (5) и функций (16) единой системы представлен в п. 2–3 Положения. К основным относятся:
- поддержка организации обеспечения граждан лекарственными препаратами (ЛП);
- централизация ведения подсистем единой системы, федеральных информационных систем, федеральных баз данных и федеральных регистров в сфере здравоохранения;
- ведение нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения;
- предоставление гражданам услуг в сфере здравоохранения в электронной форме посредством использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)»;
- осуществление мониторинга и контроля закупок ЛП для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- организация статистического наблюдения в сфере здравоохранения и формирование сводной аналитической информации по вопросам осуществления медицинской деятельности и оказания медицинской помощи;
- организация информационного взаимодействия участников системы.
Структура системы
Единая система будет включать 13 подсистем (п. 4 Положения):
- федеральный регистр медицинских работников;
- федеральный реестр медицинских организаций;
- федеральную электронную регистратуру;
- федеральную интегрированную электронную медицинскую карту;
- федеральный реестр электронных медицинских документов;
- подсистему ведения специализированных регистров пациентов по отдельным нозологиям и категориям граждан, мониторинга организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи и санаторно-курортного лечения;
- информационно-аналитическую подсистему мониторинга и контроля в сфере закупок ЛП для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- подсистему автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и представления отчетности;
- федеральный реестр нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения;
- подсистему обезличивания персональных данных;
- геоинформационную подсистему;
- защищенную сеть передачи данных;
- интеграционные подсистемы.
Состав и функции структурных частей ЕГИСЗ представлены в п. 6–30, перечень параметров — в приложении №1.
Участники информационного взаимодействия
В соответствии с Положением о ЕГИСЗ выделены 3 категории участников информационного взаимодействия: оператор системы (Минздрав России), поставщики информации (перечень установлен п. 40 Положения, в том числе медицинские организации государственной, муниципальной и частной системы здравоохранения, фармацевтические организации), пользователи информации (перечень установлен п. 42 Положения). Единая система взаимодействует со следующими информационными системами (ИС): единая ИС в сфере закупок; ИС Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения; ГРЛС; Госреестр предельных отпускных цен; система мониторинга движения ЛП и др. Полный перечень ИС, используемых для обмена информацией, представлен в п. 51 Положения.
Состав и сроки размещения информации
В приложении №1 Положения определены состав информации и сроки ее размещения в данной системе (ее подсистемах). Сама информация распределена по структурным элементам ЕГИСЗ. Сроки предоставления данных в систему зависят от их содержания. В частности, в федеральную ИЭМК включаются сведения о назначении и применении ЛП с указанием средств идентификации ЛП (информация предоставляется в течение 1 дня; п. 22); в подсистему ведения специализированных регистров пациентов — сведения о заболеваниях (п. 25), назначенных и отпущенных ЛП с указанием средств идентификации (п. 26; информация предоставляется в течение 3 рабочих дней); об остатках и перераспределении ЛП с указанием средств идентификации (не позднее 5-го числа каждого месяца; п. 28), заявках на поставку ЛП (информация предоставляется в соответствии со сроками, установленными НПА РФ; п. 29); в информационно-аналитическую систему мониторинга и контроля в сфере закупок — сведения о закупках ЛП и средствах идентификации упаковок ЛП, поступивших в МО (информация предоставляется в соответствии со сроками, установленными нормативными правовыми актами РФ; п. 35–36); в подсистему автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения — сведения о потребностях в ЛП, заявках на поставку, закупках, поставке, перераспределении, остатках ЛП (информация подается ежеквартально; п. 37–42).
Поставщики и пользователи информации
В приложение №2 очень подробно расписан состав информации, предоставляемой пользователям. В частности, информационно-аналитическая подсистема мониторинга и контроля в сфере закупок ЛП включает сведения о ЛП и референтных ценах на них (п. 34), закупках ЛП (п. 35), пользователями информации являются Минздрав, Федеральное казначейство, ФАС, Росздравнадзор и др. Подсистема автоматизированного сбора информации о показателях системы здравоохранения из различных источников и предоставления отчетности содержит сведения о потребности в ЛП, заявках на поставку, закупках, поставке, перераспределении, остатках ЛП (п. 36–41); пользователи информации — Росздравнадзор, уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ.
Одним из пользователей ЕГИСЗ, согласно постановлению Правительства РФ №555, являются граждане. Как отмечено в приложении №2, они могут получить доступ к следующей информации: запись на прием пациентов или вызов врача на дом (федеральная электронная регистратура; п. 19); сведения о медицинской документации и сведения о медицинской организации, в которой медицинская документация создана и хранится (федеральный реестр электронных медицинских документов; п. 22).
В ЕГИСЗ обеспечивается единство используемой нормативно-справочной информации. Элементы всех регистров, реестров, подсистем должны иметь единый уникальный идентификационный номер (код), который может передаваться с помощью современных средств сканирования между участниками информационного взаимодействия.
Источники информации
www.kremlin.ru
www.government.ru
www.garant.ru
www.kormed.ru